2.1. Жидкий воздух, жидкий кислород, жидкий азот

В настоящее время кислород как хладагент широко не используется, потому что он чрезвычайно реактивен. Может иметь место взрывная реакция окисления, если кислород вступает в контакт с органическими жидкостями, подобными маслу, которое используется в насосах, или с имеющими большую поверхность твердыми телами, подобными металлическому порошку. Температура кипения кислорода — выше температуры кипения азота. Поэтому, если хранить жидкий воздух в сосуде, то в первую очередь испаряется азот, приводя к обогащению жидким кислородом и, таким образом, снова к образованию опасной жидкости.

По этим причинам в настоящее время воздух ожижается и на больших заводах разделяется на кислород и азот. Затем жидкий азот (LN2) продается как хладагент по цене примерно 0,5 немецких марок за литр, если доставляется в больших количествах. Очень немногие исследовательские организации все еще используют собственные ожижительные заводы времен 60-х гг.

Испаряющийся азот может вызывать удушение, если он замещает большое количество кислорода в незамкнутом объеме. Поэтому комнаты, в которых испаряется жидкий азот, должны быть оборудованы соответствующей вентиляционной системой.